Что такое стиль фильма и чем он порожден

Так мы возвращаемся к тому, с чего начали эту статью, к необходимости ответить на вопросы: что такое стиль и чем он порожден? Как «стиль, отвечающий теме» (Н. Некрасов), соотносится с темой — с жизненным материалом, как определяется им? Как реальность воплощается в стиле, выражающем авторское видение мира?

Дальше нам не двинуться, пока мы не выясним, что же такое стиль фильма. Вот мнение В. Михалковича: «...кинематографический стиль (проявляющийся в способе фиксирования материала) не равен, не однозначен стилю определенной картины. В каждой ленте реализуются многие стилистики — литературные, музыкальные, живописные и т. д. Кинематографический стиль вступает с ними в сложные взаимосвязи, оказывает на них влияние и сам испытывает обратное влияние со стороны всех этих стилей». И дальше: «В результате образуется сложный стилистический конгломерат — определенный стиль, созданный определенным режиссером (который порой обладает еще и собственным индивидуальным стилем, проявляющимся в особых сюжетных и пластических предпочтениях)».

Трактовка стиля как конгломерата исходит из понимания стиля как неоднородного образования, составленного из незамкнутого множества недостаточно определенных величин. При этом неожиданно обнаруживается, что режиссер может и не обладать «собственным индивидуальным стилем»!

Такая концепция стиля не отменяет ли саму проблему изначально? Предмет анализа исчезает, как только мы примем, что стиль есть не эстетическая целостность, а конгломерат.

Пойдем другим путем. Начнем с общеизвестного: фильм представляет собой динамическое единство его художественных компонентов. Они сложились исторически, в ходе развития кинематографа — сначала эмбрионального, в лоне смежных искусств, затем самостоятельного, во взаимодействии с ними. Каждый из компонентов порожден одним из смежных искусств и сохраняет с ним живую эстетическую связь. Сценарий генетически родствен и эстетически открыт прежде всего литературе — прозе и драматургии (а через нас — и театру); искусство кинооператора — живописи (и фотографии); искусство киноактера и кинорежиссера — театру; искусство кинокомпозитора — музыке. Каждый художественный компонент фильма — не вольный набор выразительных средств, а структура, то есть их закономерное единство — синтез, изначально обусловленный и целенаправленный тем, что компонент входит в более общую структуру — художественную форму произведения, ею определяется и в то же время ее частично определяет во взаимодействии со всеми другими компонентами. Каждый из них располагает своими выразительными средствами, в том числе и стилистическими. Взаимодействие этих последних образует стиль компонента — специфическую сферу кинообразности (сценарную, пластическую, музыкальную, звукопластическую стилистику).

Рискнув на мудрствование — другого выхода просто нет! — и не боясь лукавого, этого, по выражению Левия Матвея, старого софиста, пуще ладана боящегося диалектики, попробуем дать предварительное определение стиля.

Не будем здесь рассматривать чрезвычайно интересную и неизученную проблему перекрестных, в том числе и генетических, связей художественных компонентов — например, режиссуры и литературы, режиссуры и музыки, литературы, живописи и музыки. Причины могут быть самыми разными: конфликт с преподавателем, финансовые трудности, семейные обстоятельства вынудили бросить учебу, переезд или продолжительная болезнь помешали закончить учебу. В этом случае рекомендуем купить диплом стоматолога в Москве в нашей компании. Имея многолетний опыт, мы изготовим документ любого вуза, формы и года обучения.