Рецензия на фильм "Казино Рояль"

Кинематографическая "бондиана" уже давно стала самостоятельным мифом со своими правилами, которые во всем мире знают намного лучше, чем первоисточник – хотя бы потому, что романы были, по современным меркам, довольно скучными, в них было много глупостей и пропаганды и совсем не было юмора. С первых же лет стало понятно, что в кино с этим далеко не уедешь. Тогда появились сначала легкая ирония, а затем откровенная клоунада, гаджеты от мистера Кью и безнадежно влюбленная Маннипени. Но в первых двух фильмах всего этого почти не было, по крайней мере, не было той юмористической интонации, которая впервые появилась в третьей ленте – "Голдфингер". Собственно, именно этот третий фильм сделал "бондиану" такой, какой зритель ее знает сегодня.

Попробуем представить, что, если бы не было вообще "Голдфингера" и всего, что было дальше? Если бы имя Бонда не ассоциировалось во всем мире со шпионскими гаджетами и планами захвата мира? Если бы на этом материале через много лет просто попытались создать шпионскую ленту – не серьезную, но и не откровенно фантастическую? Тогда мы бы получили "Казино “Рояль". Картину, которая демонстративно игнорирует большинство правил "бондианы" и при этом доказывает, что заслуживает право на жизнь.

Кью и Маннипени не появляются в кадре вообще. Нет и гаджетов. Настоящий ужас начинается в середине фильма, в разгар карточной игры, когда Бонд заявляет, что ему все равно что пить. И преступников, мечтающих о захвате мира, тоже нет, как и их пуленепробиваемых первых помощников. Даже от обязательного громкого финала со взрывами и морем спецэффектов практически ничего не осталось. Почти все штампы сорокалетней "бондианы". Это можно даже назвать смелым экспериментом для данной разновидности жанрового кино. И это именно то направление движения киносериала, за которым интересно наблюдать.

На этот раз "красивая сторона" шпионской профессии в ее киношном варианте сочетается с относительным реализмом. Мы видим Бонда по уши в крови и видим, как его вполне серьезно пытают. И убивает новый агент 007 тоже вполне серьезно. Дэниел Крейг сделал маленькое чудо, полностью абстрагировавшись от всех своих предшественников. У Крейга есть свой магнетизм. Впервые после Коннери зритель видит Бонда, который действительно похож на мужчину, а не на клоуна (Роджер Мур), сентиментального теленка (Тимоти Далтон) или манекена (Пирс Броснан).

Фильм далеко не всем понравится. Традиционалистам "бондианы" он не понравится точно. Если вы не смогли поехать отдыхать, читайте тут, как вернуть свои деньги?